В России построена широкая сеть магистральных нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов, которая проходит по территории многих субъектов страны. За годы независимости резко поднялась роль трубопроводного транспорта в поддержании стабильного роста российской экономики.

Трубопроводный транспорт России

Для лучшего понимания значимости трубопроводного транспорта, необходимо рассмотреть основные количественные и качественные показатели эффективности трубопроводного транспорта. Общий объём транспортировки газа с 483 миллионов кубометров в 1994 году вырос до 549 миллионов кубометров в 2017 году. Объёмы перекачки нефти тоже значительно выросли с 300 миллионов тонн в 1994 году до 423 миллионов тонн в 2017 году.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт России оказывает решающее воздействие на формирование и позитивное развитие топливно-экономического комплекса государства в целом и регионов, будучи его составной частью, и обеспечивает:

  • пересылку полученных и переработанных ресурсов;
  • несет на себе нагрузку распределительной системы отрасли;
  • отправку за рубеж элементов экспорта.

Характеристики трубопроводного транспорта

Составной частью трубопроводного транспорта являются магистральные нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Особая значимость трубопроводного транспорта для России, заключается в том, что основные месторождения находятся на значительном удалении от конечных потребителей, а также в том, что эти три ключевые составляющие, формируют большую часть экспертной корзины страны.

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых достигает 150 см. уложенных на глубину до 250 см. Система нефтепроводов оборудована агрегатами для удаления влаги из нефти и ее дегазации, а так же системами, подогревающими особо вязкие сорта сырой нефти.

На газопроводах имеются специальные агрегаты для сушки и дезодорации газа. С целью создания требуемого давления, с определенным промежутком сооружают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали - главные, а через каждые 150-200 км. - промежуточные. Общая протяженность системы трубопроводного транспорта в России равняется 220 000 км., включающих в себя 151 000 км. газопроводов, 47 000 км. Нефтепроводов и 18 000 км. нефтепродуктопроводов.

Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта

Основные преимущества трубопроводного транспорта следующие:

  • Возможность проложить его практически в любом месте, зачастую недоступном для других видов транспортировки (в подводных переходах, под землей и т. п.).
  • Относительно низкая стоимость услуг по доставке сырья или продукции.
  • Полная герметичность труб обеспечивает лучшую сохранность качества. Это особенно важно при прокладке систем магистральных нефтепроводов.
  • Минимальная капиталоемкость.
  • Автоматизация процессов налива, перекачки, перегонки и слива.
  • Возможность непрерывной транспортировки.
  • Полное отсутствие негативного влияния магистральных нефтепроводов на окружающую среду при транспортировке горючих материалов.

Единственным весомым недостатком трубопроводного транспорта является узкая направленность его эксплуатации.

Трубы

Проблемы и перспективы

Проблемы и перспективы трубопроводного транспорта это то, что в настоящее время волнует профессионалов области. В контексте решения указанных проблем, в нынешнее время реализуется несколько проектов по строительству технологичных систем трубопроводного транспорта, которые позволят расширить перечень решаемых отраслью задач. Послеперестроечные годы, оказались самыми тяжелыми в истории данной отрасли государства.

Скорость работ по геологоразведке, по буровым работам, модернизации материально-технической базы очень отставали от фактических объемов добычи и экспорта сырья. Деятельность в сфере трубопроводного транспорта определяется и регулируется государством на законодательном уровне. В государстве регламентирован алгоритм прокладки составных частей трубопроводного транспорта во внутренних морских водах.

Транспорт трубопроводный

Иными подзаконными актами определен порядок образования консорциума для организации и финансирования создания системы трубопроводов. К примеру, с целью скорейшего запуска в эксплуатацию определенного участка системы, прокладка и пусконаладочные работы могут проводиться, как за счет собственных средств заказчика, так и за счет кредитных средств.

Лицензионный контроль

Деятельность по использованию трубопроводного транспорта, в обязательном порядке, подлежит лицензированию и включает в себя:

  • тестирование линий трубопроводного транспорта, при завершении строительства или ремонта;
  • тестирование линий технологического трубопровода, оборудования, возведений, емкостей и иных агрегатов трубопроводного парка;
  • использование магистралей, а также техническое обслуживание компрессоров и перекачивающих станций, резервуаров, и линейной системы магистрали, в том числе с системой химзащиты;
  • употребление объектами магистрали;
  • пользование подземным хранилищем газа;
  • ликвидацию и приостановку деятельности участков магистрали.

Лицензионный контроль за эксплуатацией трубопроводного транспорта ведет Российский Федеральный горный и промышленный надзор. Также в Российской Федерации обязательному лицензированию подлежит процесс эксплуатации газопроводом и ее систем. Особо тщательному контролю подлежат, пользование трубопроводами, соблюдение норм трудового законодательства, а также норм в сфере безопасности труда и мерам принимаемым для обеспечения безопасности трубопроводов.

Трубопровод

Государство регламентирует:

  • алгоритм действий при закачке и транспортировке продукции по магистралям;
  • условия поддержания качества нефтепродуктов в системах трубопроводного транспорта;
  • передачу продукции в нефтехранилища, АЗС и склады.

Государство на законодательном уровне утвердило количественный показатель естественной потери нефтепродуктов в ходе приема, хранения, транспортировки и выдачи. Все, что экспортируется посредством трубопроводного транспорта, подлежит обязательному таможенному обложению пошлиной.

Регламентированию подвергается пользование нефтепроводами, нефтепродуктопроводами и терминалами в морских портах для экспортных нужд. При этом для юридических лиц в чьем уставном капитале имеются иностранные инвестиции, предусмотрен доступ вне очереди. На ровне с указанным, так же регламентируется порядок доступа к газораспределительным сетям.

Заказать консультацию
Сообщение отправлено
Ошибка отправки